В мотоциклах, в отличие от автомобилей и мотороллеров (скутеров), не предусмотрено наличие автоматического стартера. Поэтому, даже современная мотосигнализация с обратной связью – это довольно примитивное устройство, установить и подключить которое будет просто. Компактный модуль мотоциклетной сигналки снабжен несколькими проводами, и среди них присутствуют три основных провода. Это – питание, «масса» и вход зажигания. Последний подключают к штатному кабелю, на котором при включении зажигания появляется «+12 Вольт». Другие подробности перечислены в тексте, а для примера рассматривается блок Starline V62.
Автомобильная сигналка не подойдет
Специализированная сигнализация для мотоцикла будет иметь несколько преимуществ перед автомобильной:
- Компактные размеры основного блока;
- Низкое энергопотребление в режиме «Охрана»;
- Влагозащищенный корпус;
- Отсутствие огромного числа лишних проводов в разъеме.
Последнее преимущество является спорным. Многим, наоборот, нравится, что к автомобильной сигналке можно подключить целый набор разных датчиков.
Основной разъем, подключаемый к цепям авто, содержит 18 проводов или больше. Прибавьте к этому еще разъем «ЦЗ» и клеммник силовых проводов, и получится 30-35 контактов. Не многовато ли для мотоциклетной техники?
Сигнализации на мотоциклах, в отличие от автомобилей, не могут запускать стартер. Поэтому, им не нужны 4-5 «лишних» контактов, подключаемых к замку зажигания. Впрочем, один провод к клеммнику замка протянуть все же придется. В разъеме он окрашен в желтый или в оранжевый цвет:
Установка мотосигнализации начинается с подключения питания, а шнур, отмеченный «стрелкой», подключают на втором шаге.
Сигнализация с блокировкой и без
Любую сигнализацию на мото можно подключить так, чтобы она не блокировала двигатель. Основной блок снабжен реле, срабатывающим в режиме «Охрана». Но контакты этого реле можно оставить свободными, а три провода, идущие из разъема, в этом случае сплетают друг с другом и изолируют. Не обязательно подключать и слаботочный шнур, управляющий дополнительным реле. Что надо сделать в действительности, рассматривается дальше.
Питание, зажигание и поворотники
Запомните правило: установка сигнализации на мотоцикл начинается с отключения аккумулятора. Затем, к клеммам АКБ протягивают два провода, выходящих из клеммника сигналки.
Речь идет о «черном» и «красном» проводе. В разрыв последнего рекомендуют включать пред-колбу (7-10 А).
Если с питанием все в порядке, переходите к подключению поворотников. В схеме Starline V62 к ним идет один провод (зелено-черный). Значит, поступаем так: находим клеммник поворотников, и к каждому из «плюсовых» контактов припаиваем один шнур.
Оба дополнительных шнура затем протягивают к сигналке, где устанавливают два диода, соединенных анодами:
Соблюдайте полярность включения этих диодов. Ток должен идти от модуля сигналки к лампам.
Можно приобрести китайские диоды 1N5408, выдерживающие ток «3 Ампера». Если основной разъем снабжен двумя проводами (не как в примере), покупать и устанавливать диоды не нужно.
Осталось рассмотреть последний этап. Сигнализациям на мотоциклах требуется «знать», включено ли в данный момент зажигание. Поэтому, найдите проводник, на котором появляется «плюс» после поворота ключа. В модуле замка это обычно – «коричневый» или «красно-синий» кабель.
Отметим, что «красный» шнур получает питание все время. Для подключения он не подходит, а подключиться ко второму шнуру можно с помощью «ответвителя».
Выполнив то, что указано в последнем абзаце, вы получите Т-образное соединение «желтого» шнура сигналки с одним штатным проводом (коричневым). Теперь сигнализация работоспособна.
Тонкости блокировки мотоциклетных двигателей
Казалось бы, чего проще – взять и заблокировать мотор, разорвав штатную проводку. Два отвода, появившихся в результате, подключают к нормально замкнутым контактам реле. В схеме Starline это – «синий» и «сине-красный» шнур. Можете разорвать кабель зажигания и подключить к нему указанные шнуры. Правда, тогда придется работать с многоамперной проводкой.
Сигнализации на мотоциклы иногда устанавливают штатно (на заводе). В схеме может присутствовать разъем, где между собой соединены две клеммы:
В таких случаях установка мотосигнализации выглядит тривиально. Соединительный шнур разрезают, и соединяют отводы с «синим» и «сине-красным» кабелем. Тут все элементарно.
Если разъем найти не удалось, можно попробовать блокировать коммутатор. В модуле коммутатора один из проводов блокирует зажигание. Провод подключают к «массе», и свеча теряет напряжение.
Проблема в том, что нужный шнур не всегда удается определить правильно. А вообще, его подключают к «сине-белому» кабелю сигналки (Т-образное подключение). Ее «синий» шнур соединяют с «массой».
Используйте один из трех вариантов, перечисленных выше. Самый сложный вариант блокировки рассмотрен дальше, в последней главе.
Пробуем заблокировать датчик коленвала
Устанавливать сигнализацию на мотоцикл надо правильно: должна предусматриваться возможность демонтажа. Разрезать провод зажигания, чтобы получить возможность блокировки, не рекомендуется. Но если блокировка все-таки нужна, пробуйте «заглушить» сигнал датчика вращения. Тот провод, по которому идут импульсы, можно замыкать на массу через резистор.
Подключайте резистор, когда есть полная уверенность в том, что подобная блокировка не повреждает сам датчик.
Знайте о следующем. Установив резистор низкого номинала, датчик можно «сжечь» за секунду. А слишком высокое значение (больше 500 Ом) использовать неэффективно.
Блокирующий контур может выглядеть так. Резистор соединен с проводом датчика, его другая сторона – с «сине-белым» кабелем сигналки, а ее «синий» шнур подключен к «массе». Номинал резистора выбирают из интервала:
- Для датчиков Холла: 300-500 Ом (не ниже);
- Для электромагнитных систем – 100 Ом, но в редких случаях допустимо включать перемычку (0 Ом).
Похоже, установка сигнализации на мотоцикл может быть выполнена, если необходимые параметры уже известны. Нужно знать тип датчика, номинал «блокирующего» сопротивления и т.д.
В некоторых моделях техники рассмотренным способом блокировать датчик не получится. Просто, не всегда существует номинал сопротивления, подходящий по всем критериям сразу.